Что такое семья?
Семья – это одновременно и малая группа людей, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью, и социальны институт как конкретная система взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, социальная необходимость которой, обусловлена потребностью общества в воспроизводстве населения.
Критериями, которые определяют типологию семей являются:
- ее состав;
- стаж супружеской жизни;
- количество детей;
- место и тип проживания;
- особенности распределения ролей,
- главенства и характер взаимодействия;
- профессиональная занятость и карьера супругов;
- социальная однородность;
- ценностная направленность семьи;
- особые условия семейной жизни;
- характер сексуальных отношений.
В свою очередь, в зависимости от состава семьи выделяют:
-нуклеарную (супруги и их дети);
- расширенную (нуклеарная семья, дополненная прародителями и, возможно, другими близкими (по интенсивности общения и взаимодействия) родственниками (сиблинги супругов, дяди и тети, сиблинги прародителей, и т.д.);
- неполную;
- функционально неполную семьи.
В зависимости от семейного стажа супружеской жизни выделяют:
- семью молодоженов (семья «медового месяца»);
- молодую семью (от полугода-полутора лет до рождения детей); - семью, ждущую ребенка; - семью среднего супружеского возраста (от 3 до 10 лет совместного проживания);
- семью старшего супружеского возраста (10 —20 лет супружеского стажа);
- пожилые супружеские пары (супруги, воспитавшие взрослых детей, создавших собственные семьи, и реализующие в настоящем семейные роли бабушек и дедушек.
В зависимости от количества детей семьи подразделяются на:
- бездетные (семьи, в которых в течение 8-10 лет после заключения брака при условии фертильного возраста супругов не появляется ребенок);
- однодетные;
- малодетные;
- многодетные.
По месту проживания выделяют:
- городские;
- сельские;
- проживающие в отдаленных районах.
По типу проживания позволяет выделяют:
- патрилокальную (проживание семьи в доме мужа после замужества); - матрилокальную (проживание семьи в доме жены);
- неолокальную (проживание семьи отдельно от родителей и других родственников);
- годвин-брак (раздельное проживание супругов)
В зависимости от особенностей распределения ролей, главенства и характера взаимодействия выделяют:
- традиционную, которая характеризуется единоличным главенством супруга авторитарного типа и традиционным распределением семейных ролей с четкой дифференциацией ролей мужских и женских;
- авторитарная семья может быть как патриархального типа (единоличное главенство принадлежит мужу),так и матриархального (главой семьи является жена);
- эгалитарную (равноправную, эквивалентную), для которой характерно отсутствие главенства и четкого распределения ролей и обязанностей, с аморфной, неоформленной ролевой структурой. Как правило, эгалитарная семья – это молодые супруги без детей. Рождение детей требует от супругов структурирования позиций и распределения ролей, поэтому на смену эгалитарному типу приходит традиционный или демократический; - демократическую(партнерскую), характеризующуюся равноправием супругов, совместным главенством с разделением функций, гибкостью в распределении ролей и обязанностей и готовностью к изменению ролевой структуры на основе учета интересов каждого из партнеров и семьи в целом.
По критерию профессиональной занятости и карьеры супругов можно выделить:
- семью полной занятости, где в общественном производстве заняты оба супруга;
- семью частичной занятости, где работает один из супругов, как правило, муж;
- семью пенсионеров, где оба супруга не работают;
- двухкарьерную семью, в которой ценности карьеры и профессиональной самореализации значимы для обоих супругов и признаются в равной мере приоритетными как для самого себя, так и для супруга. Такая семья представляет собой тип молодой семьи, обусловленный процессами изменения места женщины в производстве и социально-политической жизни общества. Условия существования двухкарьерной семьи: 1) наличие в семье эмоционально позитивных отношений любви, принятия, уважения и равноправия между супругами; 2) разделенная супругами общность ценностей, в том числе ценностей профессионального и карьерного роста; 3) особый вид профессий, прежде всего творческих (наука и искусство), позволяющих обеспечить, с одной стороны, наиболее полную самореализацию личности, а с другой – не стесненные жесткими временными рамками условия профессиональной деятельности (гибкий график работы, возможности использования выходных дней, работа дома); 4) отложенное по взаимному согласию супругов отцовство и материнство, позволяющее обоим супругам завершить профессиональное образование и реализовать первые карьерные планы; 5) наличие ресурсов функционирования и поддержки семьи (помощь прародителей в воспитании детей, хорошее физическое здоровье и устойчивость к перегрузкам).
В зависимости от социальной однородности (принадлежности супругов к одному или близкому социальному слою, общности образовательного и культурного ценза, близости профессий по интеллектуальной, аффективной, социальной «нагруженности») выделяют:
- социально гомогенные (однородные);
- гетерогенные (разнородные).
По ценностной направленности выделяются:
- детоцентристская (приоритетной ценностью является воспитание ребенка и забота о нем); - личностно-центристская (главное предназначение семьи в создании условий личностного роста и самореализации каждого из членов семьи);
- семья «потребления» (направлена на накопительство и создание благоприятных условий для наиболее полного удовлетворения прагматических потребностей);
- психотерапевтическая (высшей ценностью является взаимопонимание, эмоциональную поддержку, удовлетворение потребности в любви, привязанности и безопасности своих членов);
- семья «здорового образа жизни» (концентрирует внимание на здоровье, правильном режиме дня, питания, отдыха, чистоте и порядке, разумной и «здоровой » организации семейного быта);
- семья «тщеславия» (ведет борьбу за социальной статус, престиж, продвижение по лестнице достижений);
- спортивно-походная (центре внимания семьи интерес к новому, походы, путешествия, проведение досуга. Бытовая сторона семейной жизни неинтересна и незначима для такой семьи);
- «интеллектуальная» (приоритетны познание, образование, посещение музеев, чтение книг, обмен информацией, поощрение увлечений и интересов членов семьи, стимулирующих умственный и творческий рост).
По критерию особые условия выделяют:
- студенческие (незавершенность решения задачи приобретения профессии и материальная зависимость от прародительской семьи);
- дистантные (длительное время отсутствует совместное проживание).
В зависимости от характера сексуальных отношений выделяют два типа семей, выходящих за пределы принятого социокультурного стандарта:
- открытую (характеризуется открытыми в отношении возможностей установления сексуальных связей границами для обоих супругов);
- гомосексуальную (устойчивое длительное сожительство однополых партнеров, характеризующееся высокой избирательностью и эмоциональной насыщенностью отношений).
Успех социальной работы с семьей зависит от учета ее типа, ведь каждая семья имеет свои особенности, соответственно требует различных видов социальной помощи, применение определенных форм и методов работы.
В психолого- педагогической деятельности большое значение имеет типология семей по типу воспитательных ошибок:
- семьи с попустительско-снисходительным стилем воспитания, когда родители не придают значения проступкам детей, не видят в них ничего страшного, считают, что все дети такие.
- семьи с позицией круговой обороны воспитания строят свои отношения с окружающими по принципу «наш ребенок всегда прав». Родители агрессивно настроены ко всем, кто указывает на неправильное поведение их детей. Даже совершение ребенком тяжелого преступления не отрезвляет родителей. Они продолжают искать виновных на стороне. Дети из таких семей страдают тяжелыми дефектами морального сознания, они лживы и жестоки, трудно поддаются перевоспитанию;
- семьи с демонстративным стилем воспитания, когда родители, чаще всего мать, не стесняясь, всем и каждому жалуется на своего ребенка, рассказывает на каждом углу о его проступках, явно преувеличивая степень их опасности, вслух заявляя, что он «растет бандитом» и т. п. Ребенок утрачивает стыдливость, чувство раскаяния за свои поступки, снимает внутренний контроль за своим поведением, озлобляется против взрослых, родителей
- семьи с педантично-подозрительным стилем воспитания, при котором родители не верят, не доверяют своим детям, подвергают их оскорбительному тотальному контролю, пытаются полностью изолировать от сверстников, друзей, стремятся абсолютно контролировать свободное время ребенка, круг его интересов, занятий, общения
- семьи с жестко-авторитарным стилем воспитания, в которых родители злоупотребляют физическими наказаниями. Дети в подобных семьях растут агрессивными, жестокими, стремятся обижать слабых, беззащитных. К таким семьям необходимо применять серьезные меры, начиная от убеждения до административно-уголовного наказания родителей
- семьи с увещевательным стилем воспитания, где в противоположность жестко-авторитарному стилю родители проявляют по отношению к своим детям полную беспомощность, предпочитают увещевать, бесконечно уговаривать, объяснять, не применяя никаких волевых воздействий и наказаний. Дети в таких семьях, что называется, «садятся на голову»
- семьи с отстраненно-равнодушным стилем воспитания, где родители поглощены устройством своей личной жизни. Выйдя вторично замуж, мать не находит ни времени, ни душевных сил для своих детей от первого брака, равнодушна как к самим детям, так и к их поступкам. Дети предоставлены самим себе, чувствуют себя лишними, стремятся меньше бывать дома, с болью воспринимают равнодушно-отстраненное отношение матери.
- семьи с непоследовательным стилем воспитания, когда у родителей, особенно у матери, не хватает выдержки, самообладания для осуществления последовательной воспитательной тактики в семье. Возникают резкие эмоциональные перепады в отношениях с детьми – от наказания, слез, ругани до умилительно-ласкательных проявлений, что приводит к потере родительского авторитета. Ребенок становится непредсказуемым, неуправляемым, пренебрегает мнением старших, родителей.
Каждая семья, находящаяся в поле зрения специалистов социально-педагогической сферы, имеет свои социально-психологические характеристики. Причем в процессе жизнедеятельности семейный союз изменяет свое место в типологии семей, а, следовательно, изменяются и параметры, важные для первоочередного внимания социального педагога. Все это необходимо учитывать при работе с детьми, разработке методик воспитания и развития личности ребенка в ДОУ.